ТЕО, ОПЕРА ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ​

В основе оперы лежит концепция о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. Нас постоянно пугают фантастические романы, фильмы, сериалы-антиутопии: мир неотвратимо меняется, скоро машины и роботы все захватят, мир, общество человек никогда не будут прежними. Но человечество в своем стремлении найти высшую силу, положиться на высший разум не сильно изменилось за минувшие тысячелетия. Меняются лишь технологии и средства.

И так возникает главная тема оперы — бот, имитирующий то, что человек хочет сымитировать во внешнем ответчике и собеседнике. В результате возникают три ключевые фигуры — компьютерный проповедник (которому человек доверяет свою духовную жизнь), компьютерный начальник (которому человек отдает контроль над своей социальной жизнью) и компьютерный возлюбленный (которому человек отдает свое сердце).

Авторы провели ряд встреч с разработчиками искусственных интеллектов вроде Siri, Алисы и прочих, для того чтобы понять, каким именно образом компьютерный алгоритм учится у людей в процессе общения с ними, как он развивается, получая от них информацию. Именно этот способ и лег в основу музыкального материала. А параллельно авторы пытаются осмыслить потребность человека в таком «посреднике» в целом, обнаруживая в этом попытку преодолеть собственное косноязычие (неспособность признаться реальному человеку в любви, уволиться или напрямую обратиться к Богу). Прогоняя через такого посредника свою историю, человек учится говорить. Но это неминуемо приводит его к трагической экзальтации и экстазу в финале. Отдавая человеческое алгоритму, человеческое в итоге утрачивается.

 

АВТОРЫ О СПЕКТАКЛЕ:
Артём Пысь (композитор «ТЕО»): «Нам захотелось поговорить о проблеме сосуществования человека с искусственным разумом, в том числе, с различными ботами и электронными гаджетами. Как все эти искусственные голоса, созданные, с помощью программистов, часто заменяют людям настоящее общение. И эту проблему, так называемую «подмену живого общения» мы бы хотели поднять в своей опере. Что касается музыкального языка, мне бы хотелось сопоставить три несочетаемых мира, попытаться найти далёкие друг от друга точки соприкосновения, как и по драматургии, так и по музыкальному материалу, чтобы попытаться зафиксировать общую тенденцию развития музыкальных жанров сегодня в контексте оперы».
 

Евгения Беркович (режиссер «ТЕО»): «Дело не в том, что человек вдруг - ух ты! - подменяет живое общение технологиями. Человек сегодня такой, каким он был всегда: маленький, слабый, страшащийся смерти и одиночества, мечтающий о большом Брате, который все знает, все видит, примет за человека все решения, возьмет на себя ответственность за всю его жизнь. Это может быть священник или чиновник в собесе, партнер или родители. Но в момент, когда человек перекладывает свою жизнь, разум, сердце на этого Большого брата, он утрачивает себя, и на месте личности проявляется такое, чего лучше бы никогда не видеть и не знать. И в этом смысле нет разницы между человеком крестовых походов, человеком сталинских доносов и человеком высоких технологий. Об этом отчаянии слабости, попытке найти Сильного И высшего, мы и пытаемся рассказать в опере».

музыка: Артём Пысь

текст: Евгения Беркович

режиссёр: Евгения Беркович

дирижёр: Олег Пайбердин

художник: Мария Чернышёва

видеохудожник: Александра Комарова

консультант по расширенным 

исполнительским техникам: 

Наталья Пшеничникова

Аля – НАТАЛИЯ ПШЕНИЧНИКОВА

Женщина с кошками – АННА ПОЛОВИНКИНА

Он - ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ
 

Хор - Театр голоса La GOL

АРХСТОЯНИЕ

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon

АРХСТОЯНИЕ ДЕТСКОЕ

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon