ДЕТИ ГЕНИЕВ ОТДЫХАЮТ НА ПРИРОДЕ
СЕРГЕЙ КАТРАН
АРХСТОЯНИЕ 2017, “Как жить?”, куратор А. Кочуркин
Существование в скромных условиях быта тесно связано с идеями ограничения, воздержания, строгого отношения к себе и окружающим. Идеи самоограничения известны нам по легендам о Диогене, широко использовались некогда в жизни христианских подвижников, такое же самоотверженное поведение мы наблюдаем и в других религиозных практиках мусульман, индуистов, буддистов и др.
Подобный разумный отказ от роскоши мы видим в социальных, архитектурных экспериментах 20-х годов Советской России, когда коммунистическая идеология предлагала отказаться от мещанского и буржуазного отношения к жизни и собственной персоне в пользу общественного.
Радикальное отношение к скромному образу жизни выражено в архитектуре – послевоенная, хрущевская – и в указе об избыточности в архитектуре в пику сталинскому великодержавному ампиру. Не отличались особенным комфортом и тесные квартирки панельных домов 70-х и 80-х годов. Особого внимания заслуживают автомобили запорожец и гэдээровский trabant – автомобили-легенды – скупые на комфорт солдаты транспортной системы стран социалистического лагеря.
Сегодня мы обращаемся к идее тесноты как к авангардной практике, исследующей формообразование тела улитки, заключенного в конструктивистскую ракушку. Исследование на площадке Архстояния радикализирует идею, поскольку человек вырывается на природу для того, чтобы почувствовать себя свободным от гнета города и быта, отдохнуть.
Парадокс вовлечения как раз в том и состоит, что, возвращаясь через тело в неуютное состояние, человек получает новое положение тела и через телесные практики – новое напряжение собственного мироощущения и восприятия. Отдых как ленивое времяпрепровождение терпит фиаско, отдых как вид смены деятельности вполне себе процветает, как и множество растений в середине лета в среднерусской нашей полосе рискованного земледелия.
К хеппенингу могут присоединиться 24 человека по количеству бочек (и часов в сутках, впрочем, второе может быть совпадением). Бочки несколько препарированы. Они имеют округлые вырезы в разных местах для того, чтобы бочка как дом, как убежище, как ракушка, как панцирь имела внешнее сообщение с миром, чтобы любой орган человеческого тела, выставленный напоказ, стал неким рецептором, проникающим в мир, пробуя его (мир) обнаженной, чувствительной частью, в то время как основная часть тела защищена и укрыта за надежным слоем плотной кожуры.
ОБ АВТОРЕ
СЕРГЕЙ КАТРАН
http://www.katranland.com
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО